Организация профильного обучения на III ступени общего среднего образования
Профильное обучение – требование времени
Сегодняшняя школа очень отличается от школы прежних лет. Раньше во всех школах республики Беларусь занимались по одинаковой программе, учебные планы тоже были похожими и учащийся после окончания школы мог легко трудоустроиться. Если он продолжал образование в ВУЗе, то после окончания института ему было гарантировано рабочее место.
Сегодняшняя жизнь очень изменилась… Поэтому школа с большой ответственностью относится к проблемам, которые стоят перед выпускником, и стремится помочь ему в выборе направления обучения, соответствующего его возможностям, склонностям и способностям.
Познание жизни невозможно в рамках учебного занятия (урока). Подготовка к жизни возможна только через деятельность детей, через разнообразие видов их деятельности.
Овладение какими знаниями позволит не бояться конкуренции на рынке труда в сегодняшней реальной жизни? При наличии каких навыков труда на тебя может быть спрос? Какие профессии требуются? Где находят применение выпускники вуза? Коллектив нашего учреждения образования стремится рассматривать все эти вопросы в процессе учебно-воспитательной работы.
Помочь найти свое призвание каждому выпускнику – одна из задач нашего коллектива, социализация личности учащихся напрямую связана с работой профильных классов.
Профильные классы уже давно существуют в практике общего среднего образования, именно об этом свидетельствует все возрастающее количество общеобразовательных учреждений различных видов, которые наиболее востребованы учащимися и их родителями. Профильная школа предполагает учет интересов и склонностей обучающихся. Обучение в профильном классе не означает получение профессиональных знаний, углубленно изучаются школьные предметы, а не вузовские дисциплины.
Допрофильная подготовка начинается уже в восьмом классе. При выборе профиля обучения учитываются не только желания учащихся и их родителей (законных представителей), но и итоговые отметки.
Особую важность приобретают задачи допрофильной подготовки девятиклассников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.
Уже в девятом классе учащийся получает информацию о возможных путях продолжения образования, оценивает свои силы и принимает ответственное решение. А как узнать свои склонности к определенной деятельности? На помощь приходит педагог-психолог и классный руководитель.
Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности учащегося, дать совет, но ни в коем случае не подсказывать готовое решение – вот задачи педагога-психолога, с этой целью он проводит анкетирование. По итогам анкетирования учителя-предметники дают рекомендации, направляют мысль в нужное русло, помогают учащемуся разобраться в профессиональной готовности, утвердиться в правильности выбора профессии.
Выбор профессии – это выбор судьбы. Поэтому классные руководители и администрация УО профориентационную работу проводят в тесной связи с родителями (законными представителями). На классных собраниях знакомят законных представителей с результатами анкетирования и тестирования.
Формирование интересов учащихся осуществляется в процессе всей учебно – воспитательной работы. Учебная работа сочетается с разнообразной внеклассной творческой деятельностью учащихся в различных объединениях по интересам и факультативных занятиях, где выявляются интересы и задатки, развиваются способности и склонности детей.
Переходя от одного занятия к другому, учащийся пробует, ошибается, ищет, выбирает. Он получает возможность собственными руками осуществлять свои замыслы в изделиях, практически реализовать свои, пусть несложные, творческие планы. В процессе всего этого постепенно воспитывается преимущественный интерес к определенному виду деятельности, который в конечном итоге влияет на выбор его дальнейшего пути.
Занимаясь в предметных объединениях по интересам и на факультативных занятиях, учащиеся получают углубленные знания в интересующей их области, приобретают практические навыки и усваивают некоторые элементы исследовательского труда (умение пользоваться научно – популярной литературой, организовать наблюдение за ходом эксперимента, обобщать полученные данные, делать из них выводы, оформлять результаты в виде схем и таблиц, сообщений, докладов и др.).
На III ступени общего среднего образования (X – XI профильные классы) учащиеся получают полное общее образование, профессиональное направление, углубленное изучение предметов в соответствии с избираемым им профилем.
Профильное изучение ряда учебных предметов в X – XI классах нашего УО способствует улучшению подготовки выпускников к продолжению образования.
Профильное обучение – это реальные возможности способностей ребенка. Профильное обучение востребовано жизнью: нехватка профессиональных рабочих, неудовлетворенность желаний детей современной школой, конкуренция между школами (снижение количества детей).
После окончания девятого класса часть выпускников поступает в различные колледжи, училища, Видзовский государственный колледж. 30 процентов учащихся продолжает обучение в X классе нашего УО. Это уже те учащиеся, которые знают цену знаниям и с желанием учатся.
При формировании X класса в УО учитывалось:
1) количество выпускников IX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования
2) количество учащихся X профильного класса (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 7 баллов) и их индивидуальных запросах, потребностях и способностях;
3) количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне
С родителями (законными представителями) и учащимися девятиклассников в течение учебного года проводится анкетирование, с помощью которого учащиеся определяют два учебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне (профильные предметы), передают свои предложения администрации учреждения. На основе имеющейся информации и с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне.
Модель X класса: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (не более двух) и учащихся, изучающих учебные предметы на базовом уровне. Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, изучаются в составе класса. Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования
Профильное обучение дает больше возможностей подготовить учащихся к ЦТ. Учащийся уже в учреждении образования может готовиться целенаправленно к ЦТ. Мы работаем по этой модели, и она дает свои положительные результаты, которые вдохновляют нас на дальнейшие творческие успехи.
раскрыть » / « свернуть