УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
протокол №1 от 19.10.2023 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О корпоративной (профессиональной) этике педагогических работников государственного учреждения образования «Видзовская средняя школа Браславского района»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение определяет основные морально-этические нормы поведения педагогических работников государсвенного учреждения образования «Видзовская средняя школа Браславского района» (далее — Видзовская средняя школа) между собой, с учащимися, родителями (законными представителями) и с другими лицами, в том числе с представителями органов государственной власти.
- Нормы Положения основаны на положениях Конституции Республики Беларусь, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Трудового кодекса Республики Беларусь, приказа Министерства образования Республики Беларусь от 10.06.2022 № 401 «Об утверждении правил педагогических работников», а также общепризнанных нравственных принципах, традициях национальной культуры и национальной системы образования Республики Беларусь.
3.Основными целями настоящего Положения являются:
3.1. обеспечения права учащихся на получение качественного образования в гуманных условиях, создания условий для установления благоприятной и безопасной образовательной среды, обеспечения устойчивого развития учреждений образования Республики Беларусь;
3.2. формирование положительного имиджа учреждения образования; укрепление и развитие корпоративной культуры учреждения образования;
3.3 формирование корпоративных стандартов поведения педагогических работников учреждения образования, направленных на повышение сплоченности коллектива;
3.4 формирование института общественного сознания, нравственности и самоконтроля педагогических работников.
4.Положение представляет собой свод общих требований, которые предъявляются к педагогическим работникам при осуществлении профессиональной деятельности независимо от занимаемой ими должности.
5. Основу Положения составляют принципы педагогической этики: ненасилия, автономии, толерантности, ответственности, справедливости, уважения прав и достоинства другого человека, компетентности, порядочности.
6. Изменения и дополнения в Положение могут вноситься по инициативе как отдельных педагогических работников, администрации так и органов самоуправления Видзовской средней школы.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Педагогические работники государственного учреждения «Видзовская средняя школа Браславского района» обязаны:
2.1 соблюдать трудовую дисциплину, качественно исполнять должностные обязанности и результативно использовать свое рабочее время
2.2 создавать и поддерживать уважительные и доверительные отношения в педагогическом коллективе и коллективе обучающихся, способствовать созданию безопасной образовательной среды, устойчивой и позитивной морально-психологической обстановки в учреждении образования;
2.3 не допускать оценок и высказываний, унижающих честь и достоинство коллег, обучающихся и их законных представителей.
Избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) учреждения образования;
2.4 своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости;
2.5 обсуждать проблемы педагогической сферы в уважительной форме и принимать решения в открытых педагогических дискуссиях;
2.6 спокойно воспринимать критику, уметь признавать свои ошибки;
2.7 избегать конфликтов во взаимоотношениях, стремиться к корректному разрешению спорных вопросов как в частной, так и в общественной жизни;не допускать обсуждения рабочих моментов и перехода на личности с указанием должностных полномочий, публичного предвзятого обсуждения учреждения образования, в том числе в сети Интернет;
2.8 повышать уровень своего профессионального мастерства, ориентируясь на цели и задачи развития учреждения образования;
2.9 способствовать сохранению в учреждении образования атмосферы доверия, доброжелательности и справедливости;
2.10 уважать честь, достоинство и права каждого члена коллектива независимо от его социального, должностного или имущественного положения, пола, национальности, отношения к религии, убеждений или иных обстоятельств;
2.11 сохранять и приумножать традиции учреждения образования;
2.12 уважать семейные ценности, частную жизнь своих коллег и учащихся;
2.13 вести здоровый образ жизни и заботиться о поддержании своей работоспособности;
2.14 бережно относиться к имуществу учреждения образования, соблюдать чистоту и порядок на своем рабочем месте;
2.15 использовать офисную технику, средства связи, принадлежащие учреждению образования, исключительно в целях исполнения своих должностных обязанностей;
2.16 отвечать за свои действия, не перекладывая ответственность на обстоятельства или других работников учреждения образования;
2.17 не допускать использования служебной информации в корыстных и иных личных целях;
2.18 не допускать преследований за обоснованную критику, а использовать ее для устранения недостатков и улучшения своей профессиональной деятельности;
2.19 не злоупотреблять служебным положением, не требовать от учащихся (законных представителей) каких-либо услуг, одолжений, вознаграждения за свою работу (дополнительную в том числе);
2.20 исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, принимать меры по предупреждению коррупции;
2.21 придерживаться делового стиля одежды, способствующего созданию и поддержанию положительного имиджа педагогического работника и учреждения образования;
2.22 не допускать любые формы политической или религиозной пропаганды, а также принуждение к вступлению в политические, общественно-политические или религиозные организации и движения;
2.23 не проводить без согласования с администрацией социальные опросы на территории учреждения образования и не участвовать в них;
2.24 не использовать не зарегистрированную в установленном законодательством порядке символику, флагов, транспарантов, эмблем, символов, плакатов, листовок, печатных изданий, а также их развешивание и распространение;
2.25 не участвовать и (или) не побуждать в любой форме других работников к участию в рабочее время и (или) на территории учреждения образования не согласованных с нанимателем в установленном порядке любых массовых мероприятиях, не организовывать и (или) не проводить указанные мероприятия;
2.26 не допускать действий или высказываний, порочащих деловую репутацию нанимателя и негативно влияющих на имидж нанимателя, а также честь, достоинство и деловую репутацию других работников;
2.27 не подписываться на Интернет-ресурсы, признанные экстремистскими, не распространять экстремистские материалы;
2.28 не принимать участие в незаконных забастовках, а также иных формах отказа от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) без уважительных причин;
2.29 не проводить в любой форме в рабочее время и на рабочем месте без согласования с администрацией учреждения образования политической агитации, в т.ч. посредством распространения агитационных материалов, бесед, собраний, митингов, высказываний и призывов в социальных сетях и других Интернет-ресурсах;
2.30 не допускать проведения коммерческой рекламы на территории учреждения образования;
2.31 не наносить своим действием или бездействием финансовый, имущественный, имиджевый или иной ущерб интересам учреждения образования.
2.32 педагогические работники обязаны уведомлять администрацию учреждения образования, органы прокуратуры или другие государственные органы и организации, осуществляющие борьбу с коррупцией, обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц с целью склонения к совершению коррупционных или противоправных правонарушений.
3ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА С УЧАЩИМИСЯ
3.1строить работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности учащихся, активно защищать их основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка»;
3.2 при взаимодействии с учащимися проявлять уважение к их национальным и семейным традициям, учитывать их культурные, конфессиональные и иные особенности конфессий, способствовать их межнациональному и межрелигиозному взаимодействию с другими участниками образовательного процесса;
3.3 соблюдать этические принципы и нормы в медиапространстве, не допускать размещения в сети Интернет, на информационных ресурсах информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию обучающихся;
3.4 проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к учащимся;
3.5 не допускать случаев применения методов физического, морального и психического насилия по отношению к учащимся, проявлять деликатность и тактичность в оценке успехов (неуспехов) учащихся;
3.6 при оценке учебных достижений учащихся быть объективным и справедливым, не допускать тенденциозного занижения или завышения оценочных баллов;
3.7 не сообщать другим лицам информацию, доверенную лично ему учащимися, другими должностными лицами (за исключением случаев, предусмотренных законодательством);
3.8 не подвергать публичной критике личность учащихся и их законных представителей;
3.9 стремиться быть положительным примером для учащихся.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
4.1 соблюдать и защищать интересы профессионального сообщества;
4.2 добросовестно и качественно исполнять свои профессиональные обязанности, заботиться о престиже профессии, уважать честь и достоинство коллег, не допускать действий, наносящих ущерб авторитету педагогических работников;
4.3 внешним видом, характером и поведением, культурой общения соответствовать традициям и нормам профессионального сообщества; поддерживать и защищать профессиональную честь педагогического работника, его миссию;
4.4 защищать свой авторитет, авторитет своих коллег, не унижать их в присутствии обучающихся или других лиц; не обсуждать с обучающимися и их законными представителями недостатки коллег;
4.5 помнить о моральной ответственности за размещенные в информационном пространстве комментарии об учреждении образования и образовательной сфере в целом;
4.6 не переносить свои личные симпатии и антипатии на служебные отношения;
4.7 стремиться к взаимодействию с другими педагогами, оказывать взаимопомощь, соблюдать единство интересов, уважать интересы друг друга;
4.8 не допускать нетактичного вмешательства в личную жизнь коллег, проявления зависти, недоброжелательности, умаления заслуг других педагогических работников, высказывания обвинений в их несостоятельности и вытеснения из коллектива;
4.9 не препятствовать равноправному выражению мнения и защите своих убеждений всеми педагогическими работниками независимо от статуса и квалификационной категории;
4.10 избирать такой образ жизни, который не наносит ущерба престижу профессии, отношениям с обучающимися, законными представителями обучающихся и коллегами, не препятствует качественному исполнению профессиональных обязанностей.
5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
5.1 быть открытым для общения с законными представителями обучающихся на профессионально-педагогическую тематику;
5.2 уважительно и доброжелательно общаться с законными представителями обучающихся;
5.3 не оценивать личность и достижения обучающихся, основываясь на отношениях с их законными представителями;
5.4 не разглашать мнение обучающихся о своих законных представителях и мнение законных представителей об обучающихся;
5.5 не допускать, чтобы организационная, финансовая и иная поддержка, оказываемая учреждению образования законными представителями обучающихся, влияла на отношение к ним педагогических работник
6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
6.1. Педагогические работники, учащиеся при встрече обязательно должны здороваться со всеми вне зависимости от возраста или социального статуса человека.
Учащиеся первыми приветствуют педагогических и иных работников учреждения образования. На входах (выходах) служебных зданий и помещений, при передвижении на лестничных маршах, в коридорах учащиеся должны проявлять уважение к старшим (работникам учреждения образования, посетителям и гостям) и предложить им пройти первыми.
6.2. В учреждении образования между педагогическими работниками принято обращаться друг к другу на «Вы». Такое обращение свидетельствует о собственной культуре человека и подчеркивает уважение к лицу, с которым ведется беседа.
Обращением «Ты» можно пользоваться при беседе в неофициальной обстановке с хорошо знакомым человеком.
Обязательной нормой любого общения является умеренная громкость высказывания. Нет смысла педагогическим работникам повышать голос даже в споре, т.к. крик не добавляет убедительности аргументам.
Уместно внимательно и терпеливо выслушивать собеседника, показав при этом благожелательность, симпатию и сочувствие к нему. Ни в коем случае не следует обрывать, перебивать, возражать или спорить, не выслушав говорящего собеседника.
Если собеседник злоупотребляет уделенному ему вниманию, нужно вежливо извиниться и предложить ему перенести разговор на другое время.
6.3. Во время учебных занятий все мобильные средства связи и прочие портативные устройства в обязательном порядке должны быть выключены как у учащихся, так и у педагогов. Во время официальных мероприятий (собраний, совещаний, заседаний) отключение звукового сигнала мобильного телефона является достаточным.
6.4. На различных мероприятиях (собраниях, торжественных линейках, концертах, праздниках) необходимо относиться к выступающим с уважением, соблюдать тишину и порядок. В случае необходимости разрешается покидать мероприятие в паузах между выступлениями.
6.5. Во время учебных занятий все мобильные средства связи и прочие портативные устройства в обязательном порядке должны быть выключены как у учащихся, поставлены на беззвучный режим у педагогов. Во время официальных мероприятий (собраний, совещаний, заседаний) отключение звукового сигнала мобильного телефона является достаточным.
6.6. На различных мероприятиях (собраниях, торжественных линейках, концертах, праздниках) необходимо относиться к выступающим с уважением, соблюдать тишину и порядок. В случае необходимости разрешается покидать мероприятие в паузах между выступлениями.
6.7. В рабочее время не рекомендуется звонить по личным делам без крайней необходимости.
6.8. Разговор по телефону должен быть, по возможности, кратким, спокойным и вежливым. Необходимо следить за дикцией, говорить четко и внятно. Не следует вести две беседы одновременно: телефонную и визуальную.
6.9. При пользовании компьютерным оборудованием следует соблюдать сетевой этикет, рационально пользоваться ограниченными разделяемыми ресурсами и расходными материалами.
6.10. В течение рабочего времени не следует использовать любые развлекательные компьютерные программы (игры, фильмы и т.п.), злоупотреблять электронной почтой и общением в социальных сетях.
6.11. Педагогические работники должны иметь внешний вид, соответствующий характеру их профессиональной деятельности, предпочитая деловой стиль одежды. Для отдельных категорий персонала (работников школьной столовой, медпункта и т.п.) устанавливается форменная рабочая одежда.
6.12. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 24 января 2019 г. № 2 курение в помещениях и на территории Видзовской средней школы запрещено.
6.13. Употребление на территории учреждения образования алкогольных напитков и наркотических веществ недопустимо для всех работников и учащихся учреждения образования.
6.14. С целью обеспечения безопасности и предотвращения правонарушений в учреждении образования действует пропускной режим.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Работники и учащиеся обязаны знать и соблюдать пункты настоящего Положения, нести ответственность за свою деятельность и поведение, а также за текущую деятельность и развитие учреждения образования и поддержание его имиджа в обществе.
7.2. Незнание действующих норм и правил не освобождает от ответственности в случае их нарушения.
7.4.Педагогические работники и учащиеся учреждения образования несут полную ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в пределах, определенных действующим административным, уголовным, трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.5. Педагогические работники и учащиеся учреждения образования несут полную ответственность за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Республики Беларусь.
7.6. За успехи в работе, учебе, образовательно - воспитательной деятельности, спортивной и общественной жизни учреждения образования отличившиеся педагогические работники и обучающиеся получают моральное и (или) материальное поощрение.
7.7. Контроль за соблюдением настоящего Положения, разрешением конфликтных ситуаций и принятие соответствующих мер в учреждении образования осуществляет администрация учреждения образования.
8. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
8.1.К администрации учреждения образования относятся директор учреждения образования, заместители директора по учебной, воспитательной и хозяйственной работе.
8.2. Представители администрации своим поведением формируют нравственный пример, которому должны следовать все педагогические работники.
8.3. Взаимоотношения между администрацией и педагогическими работниками учреждения образования основываются на принципах долгосрочного сотрудничества, взаимоуважения и четкого исполнения взаимных обязательств.
8.4. Администрация учреждения образования по возможности должна учитывать индивидуальные особенности и личные интересы каждого педагогического работника.
8.5. Администрация учреждения образования должна обеспечить равные возможности для самореализации и карьерного роста педагогических работников.
8.6. При решении задач любого уровня администрацией поощряется инициатива педагогических работников и их предложения по улучшению процессов деятельности учреждения образования, укреплению корпоративной культуры и улучшению психологического климата в учреждении образования.
8.7. Педагогические работники обязаны подчиняться требованиям администрации.
8.8. При взаимодействии администрации и педагогических работников не допустимы попытки давления с любой стороны, а также выработка решений, несоответствующих интересам учреждения образования.
8.9. Педагогические работники могут открыто высказывать свое мнение и обращаться с заявлениями и предложениями в администрацию по вопросам образовательной, воспитательной деятельности и организации внутренней жизни учреждения образовани
раскрыть » / « свернуть