Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профориентация

Методика Карта интересов

Типы профессий

Словарь новых профессий

Куда поступать?

Обучение в рамках международных договоров

О нормах законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних

Информация о возможности профессионального самоопределения учащихся

Абитуриенту 2024

Слагаемые успеха при выборе профессии.

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

 Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

 Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  3. пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

 Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

 Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

 Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

 Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

 В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.        

 Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

 1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

 2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

 3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

 «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

Следственный комитет Республики Беларусь осуществляет набор кандидатов для поступления в 2024г.

раскрыть » / « свернуть

Цифровой сервис "Шаг в профессию"

раскрыть » / « свернуть

Приглашаем на День открытых дверей БГТУ

раскрыть » / « свернуть

Указ Президента Республики Беларусь №2

раскрыть » / « свернуть

ВГУ имени П.М. Машерова

раскрыть » / « свернуть

Правила приема в ВУЗы

раскрыть » / « свернуть

Профессия педагога – правильный выбор!

раскрыть » / « свернуть

Целевой прием на педагогические специальности - 2024

раскрыть » / « свернуть

Электронный справочник абитуриента РБ

раскрыть » / « свернуть

Официальные сайты, содержащие информацию по профориентационной работе

раскрыть » / « свернуть

День открытых дверей в государственном учреждении образования ”Полоцкое кадетское училище“,

раскрыть » / « свернуть

День открытых дверей в УО «Военная академия Республики Беларусь»

раскрыть » / « свернуть

Правила приема в Лицей МВД

раскрыть » / « свернуть

Витебский индустриально-технологический колледж

раскрыть » / « свернуть

День открытых дверей в Лицее ВГУ имени П.М. Машерова

раскрыть » / « свернуть

«Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

раскрыть » / « свернуть

«Полоцкий государственный химико-технологический колледж»

раскрыть » / « свернуть

МЧС Лицей

раскрыть » / « свернуть

Институт пограничной службы Республики Беларусь

раскрыть » / « свернуть

О трудоустройстве молодежи

раскрыть » / « свернуть

Cемь шагов к трудоустройству учащейся молодежи

раскрыть » / « свернуть

Специальности и вступительные испытания УО «Белорусский государственный технологический университет»

раскрыть » / « свернуть

Военный факультет БГУ

раскрыть » / « свернуть

Бесплатное образование в России

раскрыть » / « свернуть

Абитуриенту – как стать спасателем?

раскрыть » / « свернуть

Онлайн – платформа профориентационной поддержки «ПрофиТест»

раскрыть » / « свернуть

Военное образование в Республике Беларусь

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта